Финальный вариант докладика "Религия как форма сознания". Просьба прочитать его, и если возникнут какие-нибудь предложения и дополнения, откаментить. Если все сложится нормально, к вечеру выложу отрывок из "Эзотерики"
читать дальше
На определенных этапах исторического развития в качестве наиболее массовой формы общественного сознания выступает религия. Корень религиозных представлений следует искать в реальных условиях жизни людей и в их своеобразном преломлении в сознании. Как пишет Ницше, “в своем боге народ чтит условия, благодаря которым он на высоте, в нем он чтит свои доблести,- удовольствие от себя самого, чувство силы он переносит на существо, которое можно благодарить за это. Щедрость богача: гордому народу бог нужен, чтобы приносить ему жертвы... В таких условиях религия - форма благодарения. Народ благодарен самому себе: ему нужен бог, чтобы благодарить... Ему надо, чтобы бог мог и быть полезным, и приносить вред, ему нужен бог-враг, бог-друг, которым можно восхищаться во всем - в добром и в дурном”. То есть, религия рассекает мир человека надвое, и наряду с действительным возникает мир божественный, господствующий над первым. То есть, религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов и сверхъестественного мира.
Любая религия включает в себя три основных элемента:
1 Представления (мифологический элемент)
2 Религиозное чувство (эмоциональный элемент)
3 Религиозные действия (культовый, или обрядовый, элемент)
Любая религия имеет свои социальные и гносеологические корни.
Социальными причинами возникновения религии первоначально выступает примитивный уровень сознания, невежество человека, его беспомощность перед силами природы. В классовом обществе к социальным корням прибавляется бессилие человека перед общественными силами, которые его эксплуатируют и угнетают. И это вполне понятно, ибо стихийные природные бедствия типа засухи, землетрясений, наводнений, так же как и экономическая эксплуатация, бессилие пред власть имущими обнаруживают и проявляют человеческую беспомощность. Поэтому, если первые религии проявлялись как поклонение силам природы, то поздние возникали в качестве протеста против существующей социальной иерархии.
Кроме социальной, всякая религия имеет причину своего возникновения в познавательной деятельности человека. Они заключены, прежде всего, в способности человека к абстрактному мышлению и возможности к возведению в абсолют какой-нибудь частицы изучаемого явления и фантастического его отображения. Ведь любое божество, по сути, есть абстракция. К гносеологическим корням религии относится и способность человека к самосознанию. Для того, чтобы удвоить внешний мир, человек должен был сам раздвоиться, то есть осознать себя не только как физическое тело, но как существо, имеющее душу, внутренний духовный мир.
Как видно из всего этого, религия имеет определенные функции и по-своему влияет на человека. Рассмотрим поподробнее как.
В первую очередь религия налагает на человека определенные моральные нормы. Нормы эти хоть и носят общечеловеческий характер, но преподносятся от имени Бога, с коим, как известно, не поспоришь. С одной стороны это, конечно имеет определенные плюсы, так как эти моральные нормы уже устоявшиеся, они проверены временем. Кроме того, то, что эти нормы исходят непосредственно от Бога, приподнимает их до уровня непререкаемых и нерушимых, что утверждает человека в следовании им. К минусам такого явления относятся то, что эти «божественные» нормы зачастую являются как бы насильно навязываемыми и мешают человеку познать сущность морального поведения, как поведения человеческого, а не божественного. Так же частенько бывает, что такое обожествление моральных норм попросту консервирует их, зачастую оставляя не развивающимися на протяжении веков. Таким недугом страдает большинство религий, в особенности мусульманство с его пренебрежительным отношением к прекрасному полу и иудаизм с его пренебрежительным отношением к иноземцам. А самое главное, что нерушимость “божественных” моральных норм лишает человека свободы выбора, так как по сути своей мораль является проявлением тех качеств, к которым стремится человек ( не стоит путать с моралью общественной, навязываемой обществом). Самое страшное проявление такой “божественной” морали наблюдается в поведении отдельного человека, верящего в Бога. В зависимости от религии, Бог для него может оправдать все вплоть до убийства другого человека (так, например, были оправданы Крестовые походы: “Убийство неверного - это путь к спасению”). Этим знаменито христианство, основанное на том, что все люди грешны, и единственный путь к спасению – покаяние. Если человек покается, то наградой ему будут райские кущи, а не захочет каяться – будет жариться в аду. Здесь следует процитировать Распутина, как-то сказавшего: “Не согрешишь - не покаешься. Больше греши - больше будешь каяться - скорее в царство божье попадешь!”
Вторым фактором, на который оказывает влияние религия – это идеал человека, своеобразный эталон, к которому должно стремиться каждому верующему. Рассмотрим идеал христианина. Посмотрим в “Евангелие от Матфея”:
1 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
5 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
6 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Теперь посмотрим в “Евангелие от Луки”:
1 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
2 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
3 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
4 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их.
5 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
6 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку
Какой же из этого можно сделать вывод? Итак, христианство стало на сторону всех слабых, униженных и неудачников. Апостол Павел пишет: “Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное и незнатное мира и униженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом”. Оно противопоставляет бедность и глупость мудрости и богатству. Противопоставляет жизнь духовную жизни материальной. Именно поэтому в христианстве в таком почете различные юродивые и отшельники, обвешанные с ног до головы веригами. Бедность в христианстве была всегда в особом почете, ибо “удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие”. Христианство вышло из нижайших слоев общества и “поддерживает” эти нижайшие слои, именно поэтому оно так легко распространилось по миру, бедных и недовольных всегда больше. Христианство не противится насилию, так как это религия слабых. А главное, чем завлекает оно людей в свои ряды, так это учением о бессмертии души и грядущем Суде, где всем богатым, умным, счастливым “воздастся по заслугам”, а они, бедные-несчастные, прямой дорогой отправятся в Рай.
Позже, когда власть имущие оценили пользу от такого подхода, они не раз переделали христианство на свой лад, и с помощью него контролировали народную массу. Особенно это заметно из истории католической церкви, когда всякие научные доводы и веяния прогресса отвергались как ересь, а сторонники этого сжигались на костре как еретики. Церкви угодны “рабы божьи “, “стадо” ни на что не способное без своего священника-пастыря. Именно поэтому в формировании идеала христианство крайне негативно влияет на человека.
В зависимости от религии подобное влияние может различаться, но оно всегда далеко не однозначно.
В-третьих, религия дает человеку новое мировоззрение, новое восприятие мира, объяснения всем/многим явлениям и событиям, придает жизни и смерти смысл, причем в средневековье церковь поставила дело таким образом, что смерть стояла выше жизни, так как жизнь мнилась как жалкая вещь, ибо человек родился во грехе, живет во грехе, и по греховности своей в грехе и помрет, стало быть смерть - избавление от тяготы жизни, путь в лучший мир, а при жизни лучше не высовываться, ибо не ведаешь, что благо. Только Церковь знает, как надо, слушай ее и проживешь жизнь хотя и грешную, но не настолько, насколько прожил бы, отринув церковные советы и наставления. Человек, слушая эту дребедень, вполне обоснованно начинал терять интерес к развитию. Кроме того, многие религии (например, христианство) – штука далеко не однозначные, и толковать их можно по-разному. Отсюда брожение в умах и разнообразнейшие ереси. С другой стороны религии давали толчок для дальнейшего изучения мира, хоть и сквозь призму веры.
Религия, основанная на вере и истина – явления, зачастую, противоположные. Тем не менее, на протяжении всей истории человечества различные религиозные организации совершенно наглым образом брали на себя роль истины в последней инстанции, активно мешая прогрессу. Особенно в этом деле усердствовала римская католическая церковь. Еретики, сжигаемые на кострах, были обычным явлением. Мало того, что церковь мешала прогрессу, так еще и занималась подтверждением различных суеверий. Ведьмы, оборотни, одержимые дьяволом – все это было на руку Папе римскому, который, как известно, заместитель Петра, и все, что он глаголет – правда. Под статью “колдовство” можно было подвести все, начиная от противоборства церкви и кончая народными методами лечения болезней. Таким образом, религия не только не способствует распространению знания, но даже укрепляет человека в суеверии.
Религия поддерживает человека, дает ему утешение. Человеку просто-таки необходимо преодолевать отрицательные эмоции, так как если такие переживания продолжаются слишком долго, то человек попросту ломается, человек может сойти с ума. Например, смерть близкого человека гораздо легче пережить, веря, что человек не просто исчез навсегда, а жива его душа, которая, несомненно, теперь в Раю. Такая психотерапия, хоть и довольно дешево, но бывает, что это лучше, чем совсем ничего.
Большинство религий способствуют отчуждению людей друг от друга. Имеется в виду, что люди, исповедующие разные религии, часто относятся друг к другу, как минимум, безразлично, как максимум недружелюбно, а в отдельных случаях даже враждебно. Во многих религия проповедуется избранность ее носителей, что только еще сильнее провоцирует людей на конфликт. С другой же стороны, люди, исповедующие одну религию, наоборот сближаются. Например, такое сплочение, которому способствовала церковь, народа пред лицом не раз бывало в истории России.
Двояким так же является влияние религии на культуру. С одной стороны, религия способствует ей: дарит сюжеты для живописи и иконопись, способствует развитию литературы. С другой стороны, частенько религия осуждает некоторые виды искусства, налагает весьма своеобразные табу и даже запрещает целые культурные направления. Так, Русская православная церковь преследовала народное искусство скоморохов и под конец-таки добилась его запрещения и уничтожения. А ислам в прошлом повсеместно запрещал мусульманам изображать живые существа.
Как видно из всего этого, влияние религии всегда далеко не однозначно, оно как палка о двух концах. С одной стороны, это рудимент, уже выполнивший свою функцию, послужив развитию человека, а теперь его тормозящий, с другой – способ объяснить неведомое, утешиться, ведь как известно, “чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса”. Так же хочется отметить, что верить в Бога начинают в основном уже в преклонном возрасте, так как возникает страх перед неведомым, боязнь смерти. Человек начинает верить “от греха”, на всякий случай. Так же в веру обращаются многие не уверенные в себе люди, которым нужна поддержка, и кто знает, если бы у человека было бы больше решимости, больше веры в собственные силы, нужен ли был бы ему Бог, даже если он действительно есть?
читать дальше
Религия как форма сознания
На определенных этапах исторического развития в качестве наиболее массовой формы общественного сознания выступает религия. Корень религиозных представлений следует искать в реальных условиях жизни людей и в их своеобразном преломлении в сознании. Как пишет Ницше, “в своем боге народ чтит условия, благодаря которым он на высоте, в нем он чтит свои доблести,- удовольствие от себя самого, чувство силы он переносит на существо, которое можно благодарить за это. Щедрость богача: гордому народу бог нужен, чтобы приносить ему жертвы... В таких условиях религия - форма благодарения. Народ благодарен самому себе: ему нужен бог, чтобы благодарить... Ему надо, чтобы бог мог и быть полезным, и приносить вред, ему нужен бог-враг, бог-друг, которым можно восхищаться во всем - в добром и в дурном”. То есть, религия рассекает мир человека надвое, и наряду с действительным возникает мир божественный, господствующий над первым. То есть, религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов и сверхъестественного мира.
Любая религия включает в себя три основных элемента:
1 Представления (мифологический элемент)
2 Религиозное чувство (эмоциональный элемент)
3 Религиозные действия (культовый, или обрядовый, элемент)
Любая религия имеет свои социальные и гносеологические корни.
Социальными причинами возникновения религии первоначально выступает примитивный уровень сознания, невежество человека, его беспомощность перед силами природы. В классовом обществе к социальным корням прибавляется бессилие человека перед общественными силами, которые его эксплуатируют и угнетают. И это вполне понятно, ибо стихийные природные бедствия типа засухи, землетрясений, наводнений, так же как и экономическая эксплуатация, бессилие пред власть имущими обнаруживают и проявляют человеческую беспомощность. Поэтому, если первые религии проявлялись как поклонение силам природы, то поздние возникали в качестве протеста против существующей социальной иерархии.
Кроме социальной, всякая религия имеет причину своего возникновения в познавательной деятельности человека. Они заключены, прежде всего, в способности человека к абстрактному мышлению и возможности к возведению в абсолют какой-нибудь частицы изучаемого явления и фантастического его отображения. Ведь любое божество, по сути, есть абстракция. К гносеологическим корням религии относится и способность человека к самосознанию. Для того, чтобы удвоить внешний мир, человек должен был сам раздвоиться, то есть осознать себя не только как физическое тело, но как существо, имеющее душу, внутренний духовный мир.
Как видно из всего этого, религия имеет определенные функции и по-своему влияет на человека. Рассмотрим поподробнее как.
В первую очередь религия налагает на человека определенные моральные нормы. Нормы эти хоть и носят общечеловеческий характер, но преподносятся от имени Бога, с коим, как известно, не поспоришь. С одной стороны это, конечно имеет определенные плюсы, так как эти моральные нормы уже устоявшиеся, они проверены временем. Кроме того, то, что эти нормы исходят непосредственно от Бога, приподнимает их до уровня непререкаемых и нерушимых, что утверждает человека в следовании им. К минусам такого явления относятся то, что эти «божественные» нормы зачастую являются как бы насильно навязываемыми и мешают человеку познать сущность морального поведения, как поведения человеческого, а не божественного. Так же частенько бывает, что такое обожествление моральных норм попросту консервирует их, зачастую оставляя не развивающимися на протяжении веков. Таким недугом страдает большинство религий, в особенности мусульманство с его пренебрежительным отношением к прекрасному полу и иудаизм с его пренебрежительным отношением к иноземцам. А самое главное, что нерушимость “божественных” моральных норм лишает человека свободы выбора, так как по сути своей мораль является проявлением тех качеств, к которым стремится человек ( не стоит путать с моралью общественной, навязываемой обществом). Самое страшное проявление такой “божественной” морали наблюдается в поведении отдельного человека, верящего в Бога. В зависимости от религии, Бог для него может оправдать все вплоть до убийства другого человека (так, например, были оправданы Крестовые походы: “Убийство неверного - это путь к спасению”). Этим знаменито христианство, основанное на том, что все люди грешны, и единственный путь к спасению – покаяние. Если человек покается, то наградой ему будут райские кущи, а не захочет каяться – будет жариться в аду. Здесь следует процитировать Распутина, как-то сказавшего: “Не согрешишь - не покаешься. Больше греши - больше будешь каяться - скорее в царство божье попадешь!”
Вторым фактором, на который оказывает влияние религия – это идеал человека, своеобразный эталон, к которому должно стремиться каждому верующему. Рассмотрим идеал христианина. Посмотрим в “Евангелие от Матфея”:
1 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
5 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
6 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Теперь посмотрим в “Евангелие от Луки”:
1 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
2 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
3 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
4 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их.
5 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
6 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку
Какой же из этого можно сделать вывод? Итак, христианство стало на сторону всех слабых, униженных и неудачников. Апостол Павел пишет: “Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное и незнатное мира и униженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом”. Оно противопоставляет бедность и глупость мудрости и богатству. Противопоставляет жизнь духовную жизни материальной. Именно поэтому в христианстве в таком почете различные юродивые и отшельники, обвешанные с ног до головы веригами. Бедность в христианстве была всегда в особом почете, ибо “удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие”. Христианство вышло из нижайших слоев общества и “поддерживает” эти нижайшие слои, именно поэтому оно так легко распространилось по миру, бедных и недовольных всегда больше. Христианство не противится насилию, так как это религия слабых. А главное, чем завлекает оно людей в свои ряды, так это учением о бессмертии души и грядущем Суде, где всем богатым, умным, счастливым “воздастся по заслугам”, а они, бедные-несчастные, прямой дорогой отправятся в Рай.
Позже, когда власть имущие оценили пользу от такого подхода, они не раз переделали христианство на свой лад, и с помощью него контролировали народную массу. Особенно это заметно из истории католической церкви, когда всякие научные доводы и веяния прогресса отвергались как ересь, а сторонники этого сжигались на костре как еретики. Церкви угодны “рабы божьи “, “стадо” ни на что не способное без своего священника-пастыря. Именно поэтому в формировании идеала христианство крайне негативно влияет на человека.
В зависимости от религии подобное влияние может различаться, но оно всегда далеко не однозначно.
В-третьих, религия дает человеку новое мировоззрение, новое восприятие мира, объяснения всем/многим явлениям и событиям, придает жизни и смерти смысл, причем в средневековье церковь поставила дело таким образом, что смерть стояла выше жизни, так как жизнь мнилась как жалкая вещь, ибо человек родился во грехе, живет во грехе, и по греховности своей в грехе и помрет, стало быть смерть - избавление от тяготы жизни, путь в лучший мир, а при жизни лучше не высовываться, ибо не ведаешь, что благо. Только Церковь знает, как надо, слушай ее и проживешь жизнь хотя и грешную, но не настолько, насколько прожил бы, отринув церковные советы и наставления. Человек, слушая эту дребедень, вполне обоснованно начинал терять интерес к развитию. Кроме того, многие религии (например, христианство) – штука далеко не однозначные, и толковать их можно по-разному. Отсюда брожение в умах и разнообразнейшие ереси. С другой стороны религии давали толчок для дальнейшего изучения мира, хоть и сквозь призму веры.
Религия, основанная на вере и истина – явления, зачастую, противоположные. Тем не менее, на протяжении всей истории человечества различные религиозные организации совершенно наглым образом брали на себя роль истины в последней инстанции, активно мешая прогрессу. Особенно в этом деле усердствовала римская католическая церковь. Еретики, сжигаемые на кострах, были обычным явлением. Мало того, что церковь мешала прогрессу, так еще и занималась подтверждением различных суеверий. Ведьмы, оборотни, одержимые дьяволом – все это было на руку Папе римскому, который, как известно, заместитель Петра, и все, что он глаголет – правда. Под статью “колдовство” можно было подвести все, начиная от противоборства церкви и кончая народными методами лечения болезней. Таким образом, религия не только не способствует распространению знания, но даже укрепляет человека в суеверии.
Религия поддерживает человека, дает ему утешение. Человеку просто-таки необходимо преодолевать отрицательные эмоции, так как если такие переживания продолжаются слишком долго, то человек попросту ломается, человек может сойти с ума. Например, смерть близкого человека гораздо легче пережить, веря, что человек не просто исчез навсегда, а жива его душа, которая, несомненно, теперь в Раю. Такая психотерапия, хоть и довольно дешево, но бывает, что это лучше, чем совсем ничего.
Большинство религий способствуют отчуждению людей друг от друга. Имеется в виду, что люди, исповедующие разные религии, часто относятся друг к другу, как минимум, безразлично, как максимум недружелюбно, а в отдельных случаях даже враждебно. Во многих религия проповедуется избранность ее носителей, что только еще сильнее провоцирует людей на конфликт. С другой же стороны, люди, исповедующие одну религию, наоборот сближаются. Например, такое сплочение, которому способствовала церковь, народа пред лицом не раз бывало в истории России.
Двояким так же является влияние религии на культуру. С одной стороны, религия способствует ей: дарит сюжеты для живописи и иконопись, способствует развитию литературы. С другой стороны, частенько религия осуждает некоторые виды искусства, налагает весьма своеобразные табу и даже запрещает целые культурные направления. Так, Русская православная церковь преследовала народное искусство скоморохов и под конец-таки добилась его запрещения и уничтожения. А ислам в прошлом повсеместно запрещал мусульманам изображать живые существа.
Как видно из всего этого, влияние религии всегда далеко не однозначно, оно как палка о двух концах. С одной стороны, это рудимент, уже выполнивший свою функцию, послужив развитию человека, а теперь его тормозящий, с другой – способ объяснить неведомое, утешиться, ведь как известно, “чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса”. Так же хочется отметить, что верить в Бога начинают в основном уже в преклонном возрасте, так как возникает страх перед неведомым, боязнь смерти. Человек начинает верить “от греха”, на всякий случай. Так же в веру обращаются многие не уверенные в себе люди, которым нужна поддержка, и кто знает, если бы у человека было бы больше решимости, больше веры в собственные силы, нужен ли был бы ему Бог, даже если он действительно есть?
Что не коментим?
Не мое, но грамотно написано. 14 билет готов.
Эзотеризм (эзотерика), это слово происходит от греческого εζοτερικός, «внутренний». Термин возник в эпоху эллинизма (IV-III вв. до н.э.). Исторически он обозначал тайноведение, «внутреннюю доктрину» религиозного, философского или иного учения, доступную лишь прошедшим обряды высших посвящений, в отличие от экзотерической, «внешней доктрины», изучение которой не только было доступно всем, но и вменялось им в обязанность.Сегодня эзотеризм – это и обобщающее название современного учения или, точнее, представления о мире и человеке как единстве макрокосма и микрокосма, не ограничивающегося рассмотрением одних только их материальных характеристик, метод познания «внутренней сущности» всех вещей, мерой которых, как известно, является человек. Кроме того, в основе современного эзотеризма лежит сравнительное изучение учений Востока и Запада, цель которых – помочь человеку познать в первую очередь самого себя, если уж мера всех вещей – он сам, ибо без этого он не сможет познать все остальное. А познание самого себя, как известно, не только древнейшая, но и труднейшая из задач, когда-либо ставившихся человеком, недаром на храме Аполлона в Дельфах было написано: «Познай самого себя». Эзотеризм как философия прежде всего удобен, потому что помогает объяснить и понять многие вещи, а также прогнозировать их развитие.
Прикладные эзотерические дисциплины тем более удобны, потому что помогают найти решение многих практических проблем. Они развивались так же, как все другие науки, например, физика или химия. Если первоначально ими занимались «в комплексе» - химик вполне естественным образом изучал алхимию, астроном – астрологию и т.д., то потом пути этих наук разошлись, так что теперь приходится иметь дело со множеством узких дисциплин. Впрочем, границы между ними размыты, так что на их стыке постоянно возникают все новые дисциплины, да и сама область эзотерических наук тесно соприкасается с другими областями человеческого знания, которые можно было бы объединить под названием наук о человеке.
Эзотерические науки делят на три группы.
Во-первых, это дисциплины, использующие объективные данные о человеке, то есть те параметры, которые он сам изменить не может: дату рождения, форму и линии ладони, почерк и т.д. К таким дисциплинам относятся в первую очередь астрология, графология и хирология (хиромантия). Сюда же относятся френология (установление характера по выпуклостям черепа), физиогномика (то же по чертам лица), а также нумерология – определение характера и предсказание судьбы по числовым значениям букв имени и цифр даты рождения.
Вторая группа оккультных наук оперирует субъективными данными, то есть тем материалом, который человек представляет сам о себе. Это главным образом какие-то образы подсознания, которые сам человек обычно истолковывать не умеет; специалист выступает здесь в роли «дешифровщика». Сюда относятся все мантические дисциплины, то есть разные способы гадания. Способов гадания существует очень много, начиная от гадания на картах, палочках или кофейной гуще и кончая экзотическими приемами древних и полудиких народов, предсказывавших судьбу по полету птиц. Толкование снов (онейрология) также входит в эту группу, так как сны принадлежат не объективному, а субъективному миру.
И, наконец, третья группа оккультных наук – науки магические, основная цель которых – не изучение характера человека и не предсказание судьбы, а воздействие как на то, так и на другое. Магией занимались как профессионалы (жрецы, колдуны, шаманы), так и обыкновенные люди. Существует несколько видов магии, различающихся по целям и способам воздействия. Профессиональную магию издавна подразделяли на белую (теургию) и черную (чародейство, чернокнижие). Различие между ними скорее этическое, чем техническое: если первая направлена на уменьшение зла в мире, то вторая имеет противоположную цель. Натуральная же или «народная» магия просто составляет неотъемлемую часть нашей жизни. «Любое действие, совершаемое намеренно, уже есть магия», - говорил Алистер Кроули и был прав, ибо осознание человеком своего намерения уже вызывает изменения в окружающем его мире, облегчая осуществление этого намерения, если оно не нарушает космического равновесия, или затрудняя, если нарушает.
ЗАмечательно.)))))
Чьмоки в носик, солнышко.))